КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ <<Р>>?
Мамы и папы, бабушки и дедушки испытывают
умиление, когда малыш начинает лепетать. Проходит время, родители замечают, что речь ребёнка понятна только им. И сразу начинают паниковать, искать хорошего логопеда или использовать тысячи рекомендаций из серии <<кто-то сказал>>. Давайте всё же разберёмся, почему ребёнок не выговapивает <<р>> и как ему помочь без особого труда освоить этот неуловимый звук.
Как и во всех процессах развития ребенка, в процессе формирования речи существует определенный график. Первый этап становления речи -- 2-3 года. Если в этот период звук <<р>> не подчиняется, то не стоит бить тревогу. Это всего лишь подготовительный этап. Он не требует дополнительного вмешательства логопеда. Достаточно регулярной артикуляционной гимнастики в игровой форме. А вот если ребенку 5-6 лет и он по-прежнему не выговаривает <<р>>, то необходимо посетить специалиста.
На приеме логопед обнаружит проблему, из-за которой звук не удается произнести. Даже по звучанию речи можно определить разнообразие ошибок. Некоторые дети заменяют звук <<р>> на другой, чаще всего на <<л>>. Другие дети произносят <<р>> не во всех словах, а чаще всего в середине слова и проглатывают её на окончаниях. Если ребенок произносит звук <<р>> с помощью гортани, причиной неправильного произношения может быть слабо развитый дыхательный или артикуляционный аппарат. Родителям стоит знать, что посещение логопеда, в первую очередь, должно исключить серьезную патологию -- дизартрию. Неправильное произношение звука <<р>> может являться ее признаком.
Но вернемся к первоначальному этапу становления речи, на котором произношение можно исправить несложной артикуляционной гимнастикой.
Перед тем как мы приступим к описанию игры-занятия, давайте уточним некоторые моменты:
1. Мамы спрашивают: <<Как научить ребенка выговаривать звуки?>> Стоит помнить, что произносим мы звук. А вот пишем букву. Изначально не стоит путать малыша просьбами произнести букву <<р>>. Это поможет в последующем не путаться и грамотно отличать звук и букву.
2. Занятия с малышом всегда должны быть ему интересны. Поэтому если какие-то упражнения ему не нравятся, не надо настаивать. Можно попробовать повторить их позже.
3. Большое значение имеет регулярность тренировок. Постарайтесь ежедневно находить время для занятий.
vk.com/zaykinaskazka
Приступаем к играм-занятиям...
o <<Цоканье>>
Предложите малышу отправиться вместе с вами в путешествие на конях. Поочередно <<присасывая>> и отрывая язык от неба, подражайте цокоту копыт. Устройте соревнование -- кто громче цокает или кто быстрее скачет (ускорьте тем цоканья).
o <<Кучер>>
Лошадка скачет быстро-быстро! Давай остановим лошадку? Чтобы остановить лошадку, надо сказать <<тпру>>. Давай попробуем! От губного <<р>> губы вибрируют. Ну а теперь поскакали дальше (повторяем упражнение <<Цоканье>>).
o <<Индюк>>
Мы скакали-скакали-скакали. Смотри! Вот птичий двор. Какие птицы живут на птичьем дворе? Обязательно выслушайте предположения малыша. Да, действительно, тут куры, утки, гуси. А еще большой индюк! И он говорит вот так! Показываем малышу образец -- быстро выбрасываем язык между зубами и губами, звук похож на <<бл-бл-бл>>. Обратитесь к малышу, предложите попробовать сделать так же.
o <<Прыжки>>
Перед выполнением этого упражнения вымойте руки. Встаньте перед зеркалом и продолжите сказку. Мы гуляли по двору, а вот теперь давай зайдем в дом. Открой шире ротик-домик. А кто живет в домике? Правильно! Язычок. Давай найдем пол и потолок в нашем домике (малыш показывает пальцем). А теперь найди на потолке диванчики (термин <<альвеолы>> не подойдет для объяснения нахождения бугорков за зубами). А теперь пусть веселый язычок попрыгает от диванчиков на потолке до пола и обратно! Обратите внимание ребенка -- язык находится на <<диванчиках>>, а не на зубах.
o <<Ветер>>
Пока мы были далеко-далеко, поднялся сильный ветер! Покажите ребенку пример -- растяните губы в полуулыбке, поставьте язык на <<диванчики>> и резко подуйте. Можете добавить элемент игры -- дуть на листочек, на облачко-ватку. Чем сильнее поток выдыхаемого воздуха, тем сильнее вибрирует язык, получается глухой звук, похожий на <<ТРРРРРР>>. Если вместо этого звука получается шипение, значит, язык убежал с <<диванчика>> и надо вернуть его на место. Погоняйте ватки -- облачка. Победителем будет тот, чья ватка улетит дальше.
Придумывайте новый сюжет упражнений, чтобы малышу не надоедало. Так же, дополнительно к артикуляционной гимнастике, можно ежедневно несколько раз показывать картинки с животными, предметами, в названии которых есть <<р>>. Устраивайте состязания -- кто дотянется до кончика носа языком, быстрее коснется им подбородка. Налейте в тарелочку сок или молоко, поиграйте в котят, пусть победителем будет тот, в чьей миске молоко будет вылакано быстрее. Сочиняйте вместе <<рычащие>> сказки и <<рычащие>> поговорки. В разговорной речи акцентируйте внимание на звуке <<р>>, но старайтесь делать это ненавязчиво.
Надеемся, эти простые советы вам понравятся и помогут. Главное, терпение и регулярность. Все получится.